Страницы

четверг, 25 ноября 2010 г.

Перепись библиотечных блогов: записки переписчицы

Помню-помню, что обещала... Понимаю, что заждались... Заждались обещанных записок переписчика (или переписчицы?). Наконец-то нашла время для того, чтобы поделиться с вами своими впечатлениями!

Итак, ну что вам рассказать про Сахалин? А вернее, про перепись библиотечных блогов, объявленную 17 октября 2010 года? Самое главное и радостное - это то, что моя авантюрная акция благодаря вашей активной поддержке доведена до логического конца!

В процесс по своей инициативе включились многие, взвалив на себя  какой-то участок работы. Хозяйка блога "На библиоVolne" взяла на себя ответственность за распространение информации о переписи в "Твиттере". Ирина Огнева (блог "Библиомания") так же добровольно взялась за расповсюживание информации "Вконтакте", собрав в итоге огромный список библиотечных групп этой социальной сети. И, как истинная библиоманка, так увлеклась, что заодно переписала и фейсбуковские группы.

Многие блоги разместили информацию об этой акции в своих ресурсах.
А  Библи:)тека решила ликвидировать провал в наглядной агитации о библиотечно-блоггерской переписи, оперативно смастерив и разместив в своём блоге ("2:0 в пользу читателей") уникальный переписной плакат, который вы видите в этом посте.
Ссылки на перепись разместили многие, перечислить всех я не смогу, и даже не буду пытаться, чтобы никого не забыть и ненароком не обидеть.
Мной было просмотрено множество списков бибилиотечных блогов. Где находятся самые внушительные из них указано во вступлении к Перечню.

Наконец, 10 ноября я констатировала, что перепись состоялась, поблагодарила добровольных помощников и пообещала поделиться своими впечатлениями. С тех пор список блогов увеличился ещё на 10 позиций, пополнились и остальные разделы перечня.

Сегодняшняя картина такова:

Всего зарегистрировано 427 ресурсов.

317 блогов, из них:
  • 140 - блоги школьных библиотек
  • 16 - блоги сообществ школьных библиотекарей
  • 122 - блоги других библиотечных учреждений
  • 13 - блоги-проекты
  • 26 - блоги на других языках;
95 библиотечных групп и каналов общения;

15 сайтов

Отойдя от сухого языка статистики, хочу сказать:
  • Во-первых, цели переписывать каналы и сообщества библиотекарей в социальных сетях у меня не было, но я не стала отказывать этим ресурсам, "забредшим" на клич о переписи, создав для них дополнительный раздел "БИБЛИОТЕЧНЫЕ СООБЩЕСТВА, КАНАЛЫ  ОБЩЕНИЯ И ФОРУМЫ". В одной части этого раздела - активные ссылки на библиотечные группы, собранные и просмотренные мной, в основном в "Одноклассниках" и "Моём мире"(25).  В другой части - неактивный список групп "Вконтакте"(62) и на "Фейсбуке" (8), активные ссылки на которые можно увидеть на страницах "Библиомании". Групп в социальных сетях оказалось неожиданно много (95), правда, некоторые из них малочисленны и пассивны, но обзор групп - это отдельный большой разговор. Анализируя сейчас перепись, думаю, что поступила верно, создав раздел с библиотечными сообществами в сетях. Без него картина библиотечной сетевой активности была бы не совсем полной. Возможно, необходимо было  выделить отдельно ещё и каналы общения?
  • Во-вторых, не было у меня цели переписывать и сайты библиотек, но, по тем же причинам, не смогла отказать и им, создав два раздела с сайтами: "САЙТЫ БИБЛИОТЕК" (10) И "САЙТЫ О ЧТЕНИИ" (5). Надо сказать, что среди них нашлось немало интересных библиотечных ресурсов, о которых я ещё обязательно вам поведаю.
  • В-третьих, в этой статье более подробно я остановлюсь всё-же на главных объектах моей переписи - на библиотечных блогах.
Итак, как я уже писала раньше, каждый из 317 зарегистрированных сетевых журналов был мной просмотрен. К сожалению, необходимую информацию (дату создания и принадлежность блога) в некоторых ресурсах  я так и не смогла отыскать. И тем не менее, на основе собранных сведений готова сделать обещанный «разбор полётов».

Массированный просмотр веб-дневников показал следующее:
• Подавляющее большинство блогов создано с октября 2009 года по октябрь 2010 года.

• Самый опытный веб-дневник – «Записки американской библиотекарши» – создан 25 мая 2003 г.

• Есть несколько ресурсов 2005 года: «Библиотека будущего», «Библиотекари Беларуси», «И тишина должна быть в библиотеке».

• Наиболее активны - школьные библиотекари. 168 из 317 зарегистрированных блогов принадлежит библиотекарям школ и сообществам школьных библиотек. Из 13 блогов-проектов - 12 тоже школьные.

• Перепись выявила и «точки обучения» школьных библиотекарей блогостроению.
  1. Самая большая группа – 86 блогов участников «BIBLIO-MEDIA» – это результат дистанционного всероссийского обучения «Я учусь работать в блоге!»  под руководством Елены Ястребцевой (октябрь-декабрь 2009г.).
  2. Вторая по численности группа – 18 блогов – принадлежит участникам обучения «БИБМЕДИА-Волга» в Поволжском округе (апрель-май 2010 г.).
  3. Третья группа – 15 блогов – результат обучения в г.Пскове (июнь 2010г.).
  4. Ещё одна «точка роста» обнаружилась в Челябинске – 14 блогов (сентябрь 2010 г.).
• Есть у нас и свои стахановцы-многостаночники. Это Н.Б.Шопова, заведующая библиотекой МОУ СОШ №2 г. Вяземского, и Т.М. Шунина, заведующая библиотекой Гуманитарного лицея. Наталья Борисовна представила на перепись сразу 7 блогов (!), а Тамара Михайловна является владелицей аж 10 веб-журналов (!). По четыре блога создано в библиотеках школ №21 г.Новокуйбышевска Самарской обл. и №8 г. Златоуста, Челябинской обл., а также в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева (г. Москва). По три блога имеют ещё больше библиотекарей, всех уже и не перечислить...

Но главное в блогостроении, все мы понимаем, не количество, а качество. Качество, в отличии от количества -  вещь субъективная. Я не буду сейчас кого-то особенно выделять, хотя в будущем о понравившихся мне блогах обязательно напишу. Для выявления лучших существуют специальные конкурсы, о которых мы с вами хорошо знаем, как знаем и их победителей. Ну а для тех, кто не в курсе, перечислю прошедшие всероссийские конкурсы интернет-ресурсов (в обратной хронологии) и их победителей:

"Позитивный контент 2010" (ноябрь 2010 г.) - второе место в номинации  "Сайты учреждений образования и культуры" у блога "ЧУМотека".

"Мудрая Сова-2010" (июль 2010 г.)
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС САЙТОВ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК-2009, ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС САЙТОВ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК-2008 - два года подряд номинантом этого конкурса была хорошо  известная всем библиоблоггерам «Мышь библиотечная».

Но хороших блогов гораздо больше, поверьте мне! Просто конкурсов и номинаций на всех не хватает! А если серьёзно, то все победы у наших блогов ещё впереди, они (блоги) в большинстве своём  - молоденькие совсем, некоторые, ну просто "младенцы"!

Конечно, для того, чтобы побеждать в престижных конкурсах, надо немало потрудиться и многое ещё освоить. Так, в процессе знакомства с блогами, мне неоднократно хотелось бросить эту затею с просмотром ресурсов из-за того, что многие блоги до бесконечности долго грузились и просто висли. В такой ресурс повторно заходить нисколько не хочется! Тяжеловесностью грешат многие веб-дневники. Мы, как настоящие библиотекари, стремимся впихнуть в свой блог как можно больше всего и в итоге перегружаем ресурс. Написать хозяйке блога, что он долго грузится - обидеть не хочется...
Мне кажется, нам  всем не помешал бы какой-нибудь урок по оптимизации наших блогов... Как вы думаете?

Огорчил тот факт, что часть блогов брошены своими владельцами, хотя виден потенциал.  Хочется верить, что хозяева всё-же вернутся к своим творениям и вновь порадуют хорошими постами.  Во многих из них были интересные материалы, поэтому такие блоги я тоже включила в перечень с пометкой "не ведётся".

Главным результатом переписи стал
Перечень библиотечных ресурсов в двух вариантах.

Первый вариант тот, который  изначально появился в «Мирах БИБЛИОТЕК» - сплошным списком, практически без разделения блогов на различные категории (выделены только блоги-проекты и блоги на иностранных языках).
Второй вариант находится в «БиблиоШколе», и в нём выделены следующие разделы:
  • блоги школьных библиотек , в т.ч. персональные блоги школьных библиотекарей (140) 
  • блоги сообществ школьных библиотекарей (16)
  • блоги других библиотечных учреждений, в т.ч. персональные блоги библиотекарей (122)
  • блоги-проекты, коллективные и индивидуальные (13)
  • блоги на иностранных языках (пока неполный) (26)
  • библиотечные группы в социальных сетях, каналы общения и форумы (95)
  • библиотечные сайты (только зарегистрировавшиеся ресурсы) (10)
  • сайты о чтении (только зарегистрировавшиеся ресурсы) (5)
Дорогие коллеги, пользуйтесь тем вариантом, который вам больше нравится.
Списки регулярно будут дополняться найденными в сети и вновь созданными блогами. Поэтому следите за обновлениями этих страниц.

И ещё:

1. Хотелось бы побольше узнать об обучении блогостроению в Поволжском округе, Пскове и Челябинске. Приглашаю участников этих "точек роста" поделиться впечатлениями на страницах "Миров БИБЛИОТЕК". Жду с гостевыми постами!

2. Я написала о победителях всероссийских конкурсов интернет-ресуров, но ведь есть ещё и региональные. Сообщите нам о своих победах и я обязательно сделаю пометку об этом в списке блогов.

На этом свои записки переписчика заканчиваю. Не претендую на полноту и научность. Наверняка я что-то упустила и о чём-то забыла сказать, поэтому буду благодарна вам за дополнения, комментарии и вопросы, если что-то непонятно.

История Переписи:

За картинку спасибо блогу 2:0 в пользу читателей.

24 комментария:

  1. И работа огромная, и анализ хорош! Интересно и полезно для понимания ситуации и роста библиотечного , в том числе (или прежде всего!) - школьного библиотечного дела! А по поводу "перегруженности" многих блогов из-за всяких там наворотов - пройдет, т.к. это - болезнь роста "блоггера от образования" (честь ему и слава!), стремящегося освоить как можно больше сервисов и инструментов, "рассказать" о них в своем блоне, разобраться, как применять их в работе со школьниками в библиотеке. На мой взгляд, постепеннно в блоге останется самое необходимое, а освоенные сервисы "перельются" в интересные методы, формы и приемы работы с детьми, книгй, чтением, учебными исследованиями... Спасибо за прекрасную, яркую инициативу по "переписи" библиотечных блогов!

    ОтветитьУдалить
  2. Люба, твой проект ещё раз помог мне убедиться в том, что блогов военных библиотекарей практически нет. А ведь как писала (цитировала?) ЧУМработница, "Тебя нет, если тебя нет в Интернете"... :(( Может, я просмотрела - что скажешь, как аналитик?

    "Пошла-ка" я немного "разгружу" своё детище... Впрочем, согласна с Еленой, увлечение гаджетами и сервисами - это болезнь роста. Уже многим наигрались, и как следствие - многое уже в прошлом.

    ОтветитьУдалить
  3. Работа действительно велика, аналитика также очень важна, только увидела тему - сразу сюда. Буду ждать дальнейших новостей о библиотечной блогодействительности. Удачи!

    ОтветитьУдалить
  4. Люба, молодчина! И перепись проведена, и итоги подведены блестяще! Сила и потенциал библиотек как на ладони.
    Гостевой пост подумаем ;).

    ОтветитьУдалить
  5. Волна,я цитировала про Интернет,конечно,но согласна полностью. Люба - умница большая. Вечером иногда общаемся с ней по скайпу - картина умиляет до слез. Извините за нескромные подробности: кровать, муж, Люба,ноутбук:-))Шведская семья просто! Мужу-респект. Про перезагруженность - это меня касается прежде всего,т.к. интернет в НАО ужасный. Да,придется что-то удалять или оптимизировать. Про учебу - еще раз все молодцы,кто народ обучает. Это не так легко,потому что одно дело - самой учиться,другое - учить. А конкурсы - дело очень субъективное, ты же знаешь,Люба. Вот мы,например,получили это пресловутое звание лучшего школьного библиотекаря России потому,что можем себя показать. А сколько народу удивительного тихо и красиво делает свое дело без всяких званий и наград. Вобщем,за всех нас!

    ОтветитьУдалить
  6. Здорово, что проделана такая работа! Надо подумать, как эффективнее ее продолжить. Курсы школьных библиотекаре продолжаются, появляются новые блоги. Одно из предложений. Есть сайт Libreri.ru (http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=35#found) где есть каталог библиотечных сайтов и блогов разного уровня и принадлежности. Там есть возможность добавлять самостоятельно известные вам блоги. Возможно, туда нужно авторам размещать ссылки на свой блог?Тогда список будет пополняться самими авторами и всеми участниками.

    ОтветитьУдалить
  7. Вот здесь надежда на то, что интернет у нас будет бесплатным и качественным скоро... http://nnm.ru/blogs/ashkaa777/na_to_chtoby_internet_stal_besplatnym_uydet_5_8_let/

    ОтветитьУдалить
  8. Люба, как и обещал, передаю твой материал редактору журнала "Школьная библиотека", расчитываю на 10-й номер. Спасибо! И подключайся к переписи школьных библиотек России. Кстати, картиночка хорошая, можно ли её переделать?

    ОтветитьУдалить
  9. Елена Николаевна, не удивилась, что Вы первой прочитали эту статью - сам Бог велел именно Вам быть первым комментатором этого материала! Спасибо за Ваше спасибо!

    Перегруженные блоги - это была моя пытка. Парочку из них я так и не смогла загрузить и добыть из них хоть какие-то сведения.

    А анализировать, честно говоря, и самой было интересно, напоминало поисковые работы.
    Например, про обучение в Челябинске я и не знала, и вдруг такой блок новеньких блогов всплыл в процессе просмотра. Долго искала, «откуда ноги растут», оказалось - прошли курс обучения в МОУ ДПО УМЦ Курчатовского района.

    ОтветитьУдалить
  10. Елене Хромовой: я, конечно не профессиональный аналитик, так - попробовать решила... Очень уж мне хотелось общую картину увидеть, люблю, когда всё по полочкам!
    А удача мне не помешает, спасибо, Лена!

    ОтветитьУдалить
  11. VolNa, военных библиотек я в процессе переписи не обнаружила. Но есть некоторые без опознавательных знаков (в списке видно). Где работают эти люди, при наличии времени, путём прочтения всех постов, наверное, можно понять, но не везде. Есть такие, где ничего личного и темы разные... И тут уж сложно догадаться.
    Если кто-то дополнительными сведениями о таких блогах владеет, не сочтите за труд, поделитесь.

    ОтветитьУдалить
  12. Ольга И.Подъяпольская, ловлю на слове!
    Правда, интересно узнать о вашем обучении в деталях, в сюжетах, в отдельных моментах. Что бы вы сейчас изменили в подходе, технологии обучения, на чём запнулись, или всё было хорошо?
    Меня на данный момент эта тема интересует, так что ждём подробный гостевой пост со всеми нюансами обучения.
    А сила и потенциал у нас действительно ого-го!!! Размахнись рука, раззудись плечо!

    ОтветитьУдалить
  13. Ира, ну вот, все семейные тайны мои рассказала!
    И вообще откуда ты взялась ? Ты ведь в Москве?
    А по поводу субъективности конкурсов - так и я об этом же!
    И хороших блогов гораздо больше!!! Просто конкурсов и номинаций на всех нас не хватает – это, во-первых. И не все хотят на конкурсы время и здоровье тратить – это, во-вторых. Ведь любой конкурс требует огромной дополнительной работы.
    Большинство просто "тихо и красиво делает свое дело без всяких званий и наград".
    Согласна с тобой на все 100%!

    ОтветитьУдалить
  14. Елена Николаевна, ссылка не открывается!

    ОтветитьУдалить
  15. Володя, картинка из Яндекса, а переделала её Библио:)тека, я об этом в посте указала. Так что разрешение надо у неё спрашивать.
    А переписные бланки мы уже заполняем: вопросов тьма!

    ОтветитьУдалить
  16. Вопрос:
    "Мышь библиотечная спросила: а куда вы определили персональные библиотечные блоги?"
    Ответ:
    Я не делила блоги на персональные и коллективные. Я их поделила по другому: школьные (отдельных библиотек и отдельных библиотекарей) - всё в одном разделе, и других библиотек и библиотекарей - в другом разделе. Просто между персональным блогом и блогом учреждения зачастую нет разницы. Мой блог - он персональный? Но он же и блог библиотеки! И так в большинстве случаев! Поэтому разделить на персональные и нет не получалось. Но для того, чтобы было понятно, как себя позиционирует блог, я после двоеточия обязательно указывала подзаголовок из блога (если он был), а там, где подзаголовок отсутствовал, в скобках давала свои пояснения. Для себя сделала вывод: если хочешь как-то позиционировать свой блог - обязательно пиши это в подзаголовке к названию блога.

    ОтветитьУдалить
  17. Люба, спасибо за ответ :) каждая классификация имет право на существование, особенно челвека, проделавшего такую невообразимую работу :)
    Поясню просто свою точку зрения: блог делится на персональный или коллективный по количеству авторов. Т.е. если вы в одиночку пишите о событиях своей библиотеки, то блог все равно персональный, а не библиотечный...

    ОтветитьУдалить
  18. Хочу присоединиться к словам благодарности коллег. И выразить свое восхищение активностью школьных библиотекарей. Очень душевно в Вашей теплой компании и образовательный процесс у Вас идет полным ходом и оптимизма и идей хоть отбавляй. Эххх, так бы бросил все и подался в... школьные библиотекари :-)

    ОтветитьУдалить
  19. Плакатик общий :) Основа в Яндексе без авторства в картинках была, я только подредактировала чуть. Пользуйтесь все на здоровье, больше не спрашивайте.
    Теперь о другом. Хочу спросить библиотечных блогеров, бывают ли у вас проблемы с начальством по поводу содержания постов? Как контролируется ваша работа в блоге?

    ОтветитьУдалить
  20. ms.kite, определить в большей части блогов (особенно не школьных) - один человек его ведёт или несколько, было просто невозможно, соответственно по этому пути я и не пошла.
    Зато было известно в большинстве своём (хотя, не без исключений), какой библиотеке принадлежит блог (или в какой работает библиотекарь-блоггер, ведь он о ней и пишет!).
    Поэтому и разделила по типу библиотек, тем более,что меня интересовала статистика по школьным библиотекам.
    Исходя из просмотра - большинство блогов - персональные, коллективных - раз, два и обчёлся. В основном коллективные - это блоги проекты и блоги сообществ (и то не все!). А в общих списках таких не очень много.

    ОтветитьУдалить
  21. БиблиоПчелка, а давай в наши ряды! У нас интересно! А в блоггерскую компанию свою мы всех принимаем, и всем рады!

    ОтветитьУдалить
  22. Библи:-)тека,начальство мои статьи не контролирует - полный простор для творчества и никакой цензуры!
    Да и как может быть иначе - блог-то мой, персональный, как говорит Мыша...
    А вот если он коллективный, всей библиотеки, то, наверное,такое возможно. Выход - завести свой персональный профессиональный блог!

    ОтветитьУдалить
  23. Тоже хочу выразить свое восхищение Вам за колоссальную работу, которую Вы проделали. Как это всё к Вам пришло: и идея переписи замечательная, и сами всё систематизировали, а теперь еще и проанализировали всё так умно! Восторгаюсь! Низкий поклон.

    ОтветитьУдалить
  24. Люба, привет! Посмотри, вот еще одно бибсообщество из Чувашии - моло-о-оденькое :-) Возьмешь на карандаш?
    http://community.ideafor.info/

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как?
Это очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите строчку "Имя/URL" (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя в появившемся окошке, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что хотели! Спасибо!