Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.
Полностью согласна с этими строчками Юрия Воронова, поэтому не устаю рассказывать и читать учащимся о Тане Савичевой и Зое Космодемьянской, о пионерах-героях и городах воинской славы, о блокадном Ленинграде и победном Берлине… И именно поэтому с удовольствием и без размышлений поддержала Международную акцию «Читаем детям о войне».
И вот настал час «Х». Учителя взяли в руки книги о войне, а я - фотоаппарат и... Час чтения в школе 55 начался!
У каждого ученика была с собой книжка о войне. Некоторые пожелали о своей любимой книжке рассказать всему классу.
Куковеров Илья принёс большой портрет своего прадедушки, Волкова Григория Павловича, и его боевые ордена и медали, полученные за фронтовые заслуги.
Григорий Павлович на фронте был танкистом, а после войны жил и работал в Новоуральске.
После всего этого особо остро воспринимались первоклассниками строки из книги В. Разумневич «Письма без марок».
«Детей потрясло, как трое солдат выступили против сотен врагов. Не думая о своей жизни, они спасали своего товарища. Ребята были поражены силой и смелостью бойцов. «Я бы, наверное, так не смог – испугался» – сказал один из мальчишек. «Интересно, а что было дальше с этими солдатами?» - задумались дети и тут же стали предлагать свои варианты развития событий".
Хитом дня стали рассказы Сергея Петровича Алексеева в разных изданиях. Ребята 1"А", 3"А", 4"А", 5"Б", 6"Б", затаив дыхание, слушали о Брестской крепости и «Дороге жизни», о Тане Савичевой и Зое Космодемьянской, о генерале Жукове и Александре Покрышкине, о первых днях войны и Дне Победы…
Затаив дыхание ребята внимали своему учителю Наталье Ивановне Петуховой.
«Прослушав рассказ С.П. Алексеева «Брестская крепость», ребята 6"Б" класса отметили то, как защитники Брестской крепости, мучаясь от жажды, каждый раз находили в себе силы отказаться от глотка воды в пользу того, кто нуждается больше. Особенно всех поразил поступок «малыша с горошину», не ставшего пить ради папки, который стреляет. Рассказ всем очень понравился».
А после урока ребята прибежали в библиотеку поделиться впечатлениями:
Рассказы А.Н. Печерской слушали и ученики 2"А" класса. Читали вслух каждый о своём пионере-герое, портреты которых учитель, Любовь Андреевна Мишуткина, разместила на классной доске.
Ребята смеялись вместе с автором над солдатским юмором, поражаясь суровости военного быта, проникаясь чувствами и ощущениями того нелегкого времени, начиная понимать ценность простого куска хлеба и значимость человеческого поступка, осознавая цену подвига наших предков во имя Родины. И, очень хочется верить, понимали всю правду пронзительных строк Юрия Воронова:
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда — не права!
Правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда — не права!
Организатором проекта стала «Самарская областная детская библиотека», которая проводила акцию уже в третий раз: в 2010 и 2011 годах День чтения о войне прошёл на территории районов Самарской области и получил большой общественный резонанс. В этом году детская библиотека пригласила к участию в акции библиотеки, школы и другие детские учреждения всех регионов Российской Федерации, предложив 4 мая в 11 часов одновременно во всех учреждениях-участниках почитать детям вслух лучшие литературные художественные произведения о Великой Отечественной войне.
Читать? Всегда с удовольствием! Не раздумывая ни минуты, мы зарегистрировались для участия. Затея была поддержана директором школы, Алексеем Владимировичем Мироновым, заместителями директора Тимуром Владимировичем Новиковым и Ириной Анатольевной Смолиной, и с удовольствием подхвачена учителями, которые моментально включились в процесс. Ведь прошлогодний опыт участия в Международном дне чтения с издательством «Розовый жираф» показал, что читать одновременно всей школой, всем городом и всей страной – это интересно и увлекательно, гораздо интереснее, чем поодиночке. И закрутилось: каждый учитель выбирал книгу, звуковое сопровождение, оформление и остальную атрибутику. Главным элементом всего этого, конечно же, были книги! Всё действие должно было разворачиваться вокруг них. В библиотеке и почти в каждом классе были созданы выставки книг на военную тематику.
И вот настал час «Х». Учителя взяли в руки книги о войне, а я - фотоаппарат и... Час чтения в школе 55 начался!
4"Б"
4"Б" со своей учительницей, Лией Владимировной Поспеловой, ко Дню чтения о войне подготовился основательно. Доска была украшена стенгазетой, рассказывающей об этой героической странице истории.
А потом вслух читали книгу А. Дугинца «Двенадцатилетний генерал». Старая, затёртая книжечка из классной библиотечки пришлась по душе ребятам.
«Было страшно» - делится эмоциями Ангелина Калинина. «Я теперь понял, почему День Победы – это самый лучший день для наших прадедушек и прабабушек» - сказал Дима Хионин.
1"Б"
Ребята 1"Б" класса (учитель Елена Ивановна Торчинская) рассказали о своих прадедушках, воевавших и работавших во благо победы над фашистами.Куковеров Илья принёс большой портрет своего прадедушки, Волкова Григория Павловича, и его боевые ордена и медали, полученные за фронтовые заслуги.
Григорий Павлович на фронте был танкистом, а после войны жил и работал в Новоуральске.
Сурина Виолетта поведала всем о пра-прадедушке, ушедшем на войну в первые дни войны, и прадедушке, которому было 9 лет, когда началась война. Прадедушка со своими сверстниками помогали победить фашистских захватчиков, наравне со взрослыми работая на заводе, где собирали танки. «Я горжусь своим прадедом и его не детским подвигом» - сказала Виолетта. А пра-прадед так и сгинул в пучине войны. Долгие годы считалось, что он пропал без вести. И вот, в апреле, семья получила важную весть - письмо из военкомата, в котором сообщалось, что папа прадедушки погиб в окружении в 1942 году в Калининской области. Слава герою!
Перцой Аня тоже гордится своим прадедушкой, Черепановым Леонидом Александровичем, который в начале войны, в 15 лет, ковал победу в тылу, работая на Невьянском механическом заводе. А в 1942 году его призвали на фронт, где он был сначала связистом, а потом артиллеристом и разведчиком. Чудом избежал гибели, был ранен во время прорыва блокады Ленинграда. Награждён множеством орденов и медалей. А с 1949 г. живёт в нашем городе, занесён в книгу почёта Уральского электрохимического комбината. Аня счастлива, что живёт неподалёку от своего прадедушки и часто с мамой навещает его.
А потом ребята долго и с интересом читали и рассматривали фотографии в книге «Судьбы фронтовые» - о наших земляках-новоуральцах, участниках Великой Отечественной войны - ища там знакомые фамилии.
После всего этого особо остро воспринимались первоклассниками строки из книги В. Разумневич «Письма без марок».
2"Б"
Ученики 2"Б" тоже принесли на урок книги о войне, которые они прочитали и показали их одноклассникам.
А потом слушали как Наталья Александровна Рогалёва читала им книгу С. М. Георгиевской «Галина мама».
После прочтения обменялись своими впечатлениями от прочитанного и выразили их с помощью рисунков, создав в конце дня выставку своих творений по мотивам военных книг.
А потом слушали как Наталья Александровна Рогалёва читала им книгу С. М. Георгиевской «Галина мама».
После прочтения обменялись своими впечатлениями от прочитанного и выразили их с помощью рисунков, создав в конце дня выставку своих творений по мотивам военных книг.
3"Б"
Яна Ивановна Кулакова, учитель 3"Б" класса, рассказала о том, как они читали книгу Л. Соболева «Батальон четверых»:«Детей потрясло, как трое солдат выступили против сотен врагов. Не думая о своей жизни, они спасали своего товарища. Ребята были поражены силой и смелостью бойцов. «Я бы, наверное, так не смог – испугался» – сказал один из мальчишек. «Интересно, а что было дальше с этими солдатами?» - задумались дети и тут же стали предлагать свои варианты развития событий".
"Нужно читать, нужно обязательно устраивать такие акции. - сказала Яна Ивановна - Я решила, что сразу же, по горячим следам, проведу урок внеклассного чтения по военным книгам, чтобы дети ещё самостоятельно прочитали книги о войне и поделились своими впечатлениями о прочитанном".
Хитом дня стали рассказы Сергея Петровича Алексеева в разных изданиях. Ребята 1"А", 3"А", 4"А", 5"Б", 6"Б", затаив дыхание, слушали о Брестской крепости и «Дороге жизни», о Тане Савичевой и Зое Космодемьянской, о генерале Жукове и Александре Покрышкине, о первых днях войны и Дне Победы…
3"А"
(учитель Елена Александровна Серебренникова)
4"А"
6"Б"
Учитель литературы Горявина Светлана Евгеньевна поделилась впечатлениями от Часа чтения:«Прослушав рассказ С.П. Алексеева «Брестская крепость», ребята 6"Б" класса отметили то, как защитники Брестской крепости, мучаясь от жажды, каждый раз находили в себе силы отказаться от глотка воды в пользу того, кто нуждается больше. Особенно всех поразил поступок «малыша с горошину», не ставшего пить ради папки, который стреляет. Рассказ всем очень понравился».
5"Б"
5"Б" внимал пронзительным строкам С.П. Алексеева в полной тишине, наполненной лишь эмоциями и мимикой, соответствующими читаемому в данный момент учителем литературы Ларисой Александровной Горбуновой.А после урока ребята прибежали в библиотеку поделиться впечатлениями:
Валентин Герасин «Мне понравилось слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Я представляю, как было тяжело людям! Сколько подвигов они совершили, сколько пролилось крови и погибло солдат!»
Напольских Соня: «Мне понравился рассказ Сергея Алексеева «Ранен в бою солдат», в котором боец ценой своей жизни спасает своих друзей. Меня поразила отвага героев книги. Родина была важнее жизни».
Никита Батухтин: «Мне понравился рассказ «Злая фамилия», в котором рассказывается о солдате Трусове, над которым все смеялись. Но он смог доказать, что он не трус, а герой. И фамилия ничего не значит – дело человека красит, а не фамилия»!
Ему вторит Владимир Ведров: «Смешная фамилия не всегда отражает суть самого человека. Рядовой показал себя в деле и был награждён медалью».
1"А"
1"А" помимо рассказов Сергея Алексеева читал ещё и произведения А. Печерской о детях–героях Великой Отечественной войны. А после каждого рассказа Валентина Евгеньевна Горюнова включала военную песню.Рассказы А.Н. Печерской слушали и ученики 2"А" класса. Читали вслух каждый о своём пионере-герое, портреты которых учитель, Любовь Андреевна Мишуткина, разместила на классной доске.
Старшеклассникам, 8"А" и 11"А", Наталья Михайловна Аверьянова читала отрывки из повести Виктора Астафьева «Весёлый солдат».
8"А"
11"А"
Ребята смеялись вместе с автором над солдатским юмором, поражаясь суровости военного быта, проникаясь чувствами и ощущениями того нелегкого времени, начиная понимать ценность простого куска хлеба и значимость человеческого поступка, осознавая цену подвига наших предков во имя Родины. И, очень хочется верить, понимали всю правду пронзительных строк Юрия Воронова:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна...
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна...
Люба, вы,как всегда.. Масштабно. Дай Бог,чтобы эти формы и методы наши помогли детям осознать величие того,что произошло столько лет назад.
ОтветитьУдалитьИра, и я надеюсь. И для этого есть все основания, как показала эта акция. А больше всего помогло бы включение в штат дополнительного библиотекаря, в функционал которого входило бы (и у него бы было для этого время) ежедневное чтение детям вслух.
УдалитьОдин библиотекарь: с валом документации, обслуживанием, запросами, работой с фондом, учебниками, ИКТ и пр, и пр. - никак не в состоянии этим заниматься... А очень надо! Детям это нравится, им очень хочется, чтобы им чаще читали вслух!
Остается уповать на мудрость вашей администрации. А больше, я так понимаю, и не на что уповать.
УдалитьДа, Ира, остаётся уповать...
УдалитьЧто бы ни говорили по поводу цифровых ресурсов, а велика всё-таки сила печатной книги. Для детей, по крайней мере. В данном случае, чтоб жива была Память. Акция замечательная.
ОтветитьУдалитьДа, Елена, и мне понравилась, и детям. Слушали с огромным удовольствием. Ощущение, что в это время вместе с нами читала вся страна добавляло значимости и интриги этому чтению.
УдалитьЗамечательный репортаж получился. Беру ваш опыт на вооружение.
ОтветитьУдалитьНаталья Степановна, берите, не жалко :) На следующий год и мы, надеюсь, повторим.
УдалитьТак, надо провести в следующем году эту акцию + по скайпу с другой школой, это добавит азарта и ответственности
ОтветитьУдалитьПо скайпу что сделать, Наталья Степановна? Вслух книгу читать?
УдалитьВойна коснулась каждой семьи, потому и нет равнодушных. Чем дольше говорят и помнят об этой трагедии, тем меньше шансов испытать новую.
ОтветитьУдалитьКонечно здорово и слава печатной книге в цифровую эпоху!
Что-то я комментарии в своём блоге даже не успеваю отслеживать, оставляю без ответа - нехорошо :( Простите меня, люди! Но у меня есть смягчающие обстоятельства: конец учебного года, учебники, отчёты, начало садового сезона и на интернет всё меньше времени :)
УдалитьЛена, ты права совершенно. Те, кто прошли войну - новой не хотят, а вот иваны непомнящие готовы бряцать оружием по каждому поводу, увы!