...Если каждая книга — маленький огонёк в этой темноте..., тогда каждая библиотека — это огромный, вечно горящий костёр, вокруг которого каждый день и каждую ночь стоят и согреваются десятки тысяч людей... Стивен Кинг

понедельник, 6 февраля 2012 г.

Список или мода?


Н. А. Рубакин прочитал за свою жизнь 250 тысяч книг,  Э. Гаон дословно помнил 2500 прочитанных им книг (источник).
Интересно, а по каким спискам они читали? И были ли у них какие-либо списки чтения?
К чему это я - спросите вы, мои мировые читатели?


Ведь главная проблема, по-моему, не в том, что читать, а в том, чтобы вообще ЗАХОТЕЛИ читать.

Кто хочет читать, тот найдёт что: у друзей спросит, у родителей (если они читающие), у библиотекаря, в интернете отзывы найдёт..., да мало ли где.

Я помню в детстве записывала в тетрадочку все рекомендации, которые слышала от кого-то (даже случайно). Заносила в неё все упоминавшиеся хорошие книги из других книг. Таким образом самостоятельно формировала свой круг чтения.

Поэтому считаю, что тот, кто хочет и любит читать - всегда найдёт ЧТО читать, было бы желание.

А кто не хочет читать, тому никакой список не поможет! Заставлять? Вот сейчас по школьной программе заставляют. Школьная программа - это ведь тоже списки чтения. Результат?

Так что не со списков надо начинать, а с моды на чтение. Об этом я писала в синквейне  (по мотивам встречи Путина с писателями):

Попеняла Путину Донцова как мальчишке,
Что не видит народ в руках его книжки,
А надо, чтоб народ его ВИДЕЛ читающим,
А не только на самолёте летающим -
Вот тогда и другие возьмутся за книжки!


А вы как считаете, друзья? С чего надо начать? И нужен ли этот список из ста книг?

Что касается рекомендаций и списков - на правой панели "Миров библиотек" есть ссылки на электронные библиотеки, на сайты о чтении,  на списки чтения.
Детям рекомендую "Чтение для души" от БиблиоГида, где собраны книги, которые должны быть в каждом доме, где есть дети.

Вообще, списков чтения уже много существует в природе.  Об этом статья [info]podosokorskiy в Литературные сводки. Время читать
 
Путин озаботился составлением 100 "правильных" книг для школьников. Но мировые гуманитарии давно составили такие списки.
В 2002 году по опросу Нобелевского института была составлена такая "сотня", в неё из россиян вошли Гоголь, Чехов, Достоевский, Толстой. В 2007-м писатели США определили лучшего писателя мира - им стал Лев Толстой.


125 американских и британских писателей были опрошены в 2007 году. В их числе были такие знаменитые люди, как Стивен Кинг, Норманн Мейлер, Джонатан Франзен, Том Вульф, и др. Всем им предлагалось выбрать 10 "величайших книг и народов". За 1-е место давалось 10 баллов, за 2-е - 9, и т.д. В общей сложности они назвали 544 книги. "Топ топа", десятка величайших писателей в итоге выглядела так:
1.Лев Толстой - 327 баллов
2.Уильям Шекспир - 293
3.Джеймс Джойс - 194
4.Владимир Набоков - 190
5.Фёдор Достоевский - 177
6.Уильям Фолкнер - 173
7.Чарльз Диккенс - 168
8.Антон Чехов - 165
9.Густав Флобер - 163
10.Джейн Остин - 161

3,5 русских писателя из 10 - отличный результат (в половину русского писателя определим Владимира Набокова, так как самое известное - о нём ниже - произведение было написано на английском). При этом кроме русско- и англоязычных других писателей в этом списке нет. Лев Толстой во главе списка - многие писатели, участвовавшие в том опросе, упоминали среди прочего и "моральный авторитет" нашего гениального соотечественника.

Читать далее оригинал статьи [info]podosokorskiy в Литературные сводки. Время читать

Списки литературы:
* Список от Бродского. Книги, которые должен прочесть каждый
* Академики РАН: Каждый должен прочесть эти книги!
* 100 романов по версии журнала «НГ-Ex libris»
* 200 лучших книг по версии BBC
* 1001 книга, которую нужно прочитать. Часть I
* 1001 книга, которую нужно прочитать. Часть II
* 110 книг образованного человека по версии «Daily Telegraph»
* 100 величайших романов всех времен по версии газеты The Observer
* Список книг для обязательного чтения от П. Флоренского
* "100 обязательных книг" для школьников. Мой вариант



Поделись ссылкой
Сделай закладку

17 комментариев:

  1. К спискам, как к рекомендациям, отношусь хорошо. Хотя, конечно, составить их гораздо проще, чем ввести моду на чтение.
    Да и можно ли её вообще - ввести?
    Впрочем, о глобальных процессах судить не берусь. А мой личный человеческий опыт говорит о том, что у моего ребенка потребность в чтении появилась благодаря следующим обстоятельствам:
    - "сильно читающая мама" :);
    - домашняя библиотека бабушки и дедушки;
    - школьные списки "на лето" (многое начинал читать по обязанности, а заканчивал читать уже "по любви");
    - сравнительно поздно появившийся в семье компьютер (а когда и телевизоров не было, то ещё и вслух читали в хороших семьях!).
    Так что в этом рецепте все составляющие известны: семья, учителя, библиотекари (и библиотеки! хорошо укомплектованные и в шаговой доступности!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, да, я тоже к рекомендательной библиографии хорошо отношусь. Но государство, на мой взгляд, должно начинать не с этого списка.
      Как часто мы видим по ТВ политиков, правителей артистов с книгой в руках? Слышим об оказавших на них влияние книгах, об их читательских предпочтениях?
      Государство могло бы оплатить социальную рекламу, миниролики о чтении, которые бы крутили по ТВ. Вместо передач о браках и разводах кумиров - сюжеты с ними у книжных полок, с рассказами о любимых книгах детства, юности...
      А мода на всё в мире, как и мода на фасоны платьев - она именно вводится,имхо. И у вас в семье была мода (в хорошем смысле) на чтение, была любовь к книге: - "сильно читающая мама"; домашняя библиотека бабушки и дедушки - т.е книга и чтение в семье в приоритете. Вот надо, чтобы этот приоритет был и у государства
      Мода, может быть, не совсем точное слово... Смысл в том, чтобы "заразить чтением", "увлечь чтением", показать прелесть, радость этого процесса. И на это должны быть брошены государственные усилия и возможности СМИ.

      Все твои рецепты, Волна, конечно же правильны, Читательская среда вокруг ребёнка много значит, но разве хуже, если она будет не только в семье, но и во всём обществе?

      И личный опыт. Я росла не в читающей семье, книг дома почти не было, а я из библиотек не вылазила и читала с фонариком под подушкой. Почему?

      Мои сын и дочь: росли в одной семье, в одной обстановке - читающая мама, много книг в доме, обязательная книга перед сном - когда были маленькие; вечерние громкие чтения - когда стали старше; отсутствие компьютера...
      Итог: дочь читает, сын, увы, - нет (хотя в детстве читал!)... Почему?

      "Есть многое на свете, друг Горацио!"...

      Удалить
  2. А я , по своему 20-летнему опыту работы в школьной библиотеке, пришла к выводу, что многое зависит от требовательности педагогов-литераторов, начиная с начальной школы. Постоянные читатели в библиотеке - те с кого педагог требует прочтения книг, например, по внеклассному чтению или "летней" литературы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Олеговна, да, эту зависимость и я ежедневно вижу: дети требовательного педагога чаще берут книги... Но,... читают ли? Ведь и Вы, наверняка, видите: берут на урок и возвращают после него, не успев даже запомнить название и автора! Они - постоянные посетители, но читатели ли?
      Конечно, в начальной школе ещё читают, что учитель велел, а вот потом?

      Удалить
  3. А разве может ребёнок любить, если требуют?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, я с тобой согласна. Любить по требованию нельзя! И заставить полюбить никто не сможет.
      Можно только увлечь, влюбить.
      А что мы обычно любим? То, что приносит удовольствие, приятные ощущения, радость.

      Будь моя воля, я бы в штатное расписание библиотек ввела должность библиотекаря-чтеца (условное название) - человека, который на перемене в библиотеке, в уголочке на диванчике артистично, азартно читал вслух детям книги. Ходил бы по классам на уроки внеклассного чтения, на продлёнку и читал-читал им вслух, захватывающие произведения, заражая радостью чтения и удовольствием от прочитанного.
      Ведь дети в начальной школе так любят слушать, а им почти никто сейчас не читает вслух :) Детских стихов и сказок дошкольного периода они почти не знают: ни "Игрушек" Барто, ни "Усатого-полосатого", ни "Глупого мышонка"- увы и ах!

      Зато с каким удовольствием они их слушают!!! Когда выпадает возможность для громких чтений - всегда с удовольствием это делаю и люблю смотреть в увлечённые процессом детские глазёнки. Вот только беда - один школьный библиотекарь не может одновременно на переменке обслуживать читателей и читать им книжку.

      Удалить
    2. Поддерживаю эту идею! В началке все активные читатели и слушатели, а потом интерес гаснет, не находит поддержки ни материальной (где книги для 5-6 классов? у нас смотреть не на что), ни моральной (литераторы требуют - а куда им деваться, у них и так все часы посокращали). А список - это индивидуально, нельзя навязывать насильно, книга должна чуть опережать ребёнка, развивать, тянуть за собой. Сама в детстве любила порыться и выбрать (на летние списки от литераторов смотрела с удивлением, почти всё было уже прочитано). ВВ низкий поклон за 100-томник, может ещё пришлёт в связи со списком?!

      Удалить
    3. Люда, точно, вот стотомник русской прозы - это, я понимаю, была классная акция! Книги радуют и в ходу постоянно!
      Вот бы вместе с путинским списком прислали эти книги в библиотеки - тоже была бы классная акция! А что толку от списка, если книг этих в библиотеке нет?
      Вот с таким путём привлечения к чтению полностью согласна! Тогда сама бы требовала: дайте ещё детский список 100 книг! Вместе с книгами, естественно :)

      Удалить
  4. Люба,у меня почему-то те же ассоциации (мода) возникли,что и у тебя,когда про этот список от Путина активно заговорили. Сумлеваюсь я в искренности намерений ВВ,при всем к нему уважении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, у тебя ассоциации при слове мода негативные, да? Мода - в плохом смысле слова?

      А если - в хорошем? Мода - как всеобщее увлечение? Увлечение не для галочки, а искреннее, радостное, приносящее удовольствие, захватившее дальнее и близкое окружение, поддерживаемое всем обществом и государством? Такая мода - это разве плохо?

      А когда начинают со списка из 100 книг, то я тоже сумлеваюсь...

      Удалить
  5. Нет, ну если ВВ вместе со списком книги в школьные библиотеки поставит, ВО ВСЕ, то я согласна!
    Утопия!
    Не думаю, что по кем-то составленным спискам дети кинутся читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошая статья на тему списка "Примем по сто" http://mn.ru/friday/20120127/310396047.html?fb_comment_id=fbc_10150529270359985_20671032_10150564776579985

      ПОНРАВИЛОСЬ:

      ...Главный же список, причем именно такой, которым обязан руководствоваться любой выпускник нашей школы, не надо долго искать, тем более привлекать к его составлению экспертов. Он всегда под рукой у тех, кто имеет дело с литературой в школе. Откройте программу или приложение к утвержденному государственному стандарту 2004 года, выпишите оттуда имена авторов и названия произведений — и вы получите искомую сотню, даже с избытком. Здесь окажутся не только Пушкин с Чеховым и Шолохов с Солженицыным, но и Гомер, Гофман, Мериме, Кэрролл, Экзюпери.

      А есть еще многочисленные списки внеклассного чтения, дифференцированные по классам, возрасту, жанрам, тематике, эпохам. Плюс рекомендательные списки разнообразных авторитетов: от Бродского и от Бегбедера, от Сухомлинского и от Астафьева.

      Так что эпиграфом дискуссии может быть реплика героини булгаковских «Записок покойника», узнавшей, что будущий покойник сочинил новую драму: «Разве уже пьес не стало? Какие хорошие пьесы есть. И сколько их! Зачем же вам тревожиться сочинять?»

      Современное положение литературы в школе лучше всего описывает реплика (возможно, легендарная) замечательного автора «Мойдодыра». К Чуковскому приходят студенты Литинститута и приглашают к себе почитать неопубликованного Блока. «Ха, — восклицает Корней Иванович, — зачем я буду вам читать неопубликованного, когда вы опубликованного не читали?»

      Удалить
  6. Очень важная тема для обсуждения, вы практически уже все сказали. Соглашусь с вами, девочки,в том, что заставить сверху читать - невозможно. Тем более когда ТВ и ИНЕТ делают "свою работу" - зачем читать, если можно просто посмотреть. Культуру работников ТВ надо развивать, именно здесь должен быть пример любви к чтению. А Путин привлек внимание к этому вопросу - и это уже хорошо))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Людмила, вот это главный плюс - что возник повод для разговора о национальной литературе и чтении. За это Путину спасибо.

      Цитата: "Один из комментаторов предложил составить «список Путина» самому Владимиру Путину. Идея замечательная, но только не как руководство для школьников. Честно составленный список любимых книг отражает профиль личности не хуже, чем специальные психологические исследования."

      Такой список от ВВ я и сама с удовольствием бы посмотрела. Вот он бы мог вызвать интерес и желание у некоторых прочитать книги из этого списка, я думаю... Или нет?

      Удалить
  7. А в армии тоже существует список, рекомендованный Министром Обороны Российской Федерации А.Сердюковым, в который вошли 100 лучших отечественных произведений литературы на тему защиты Отечества. Но вот парадокс! Теперь наш министр ЗАКРЫВАЕТ военные библиотеки. Ну, не нужны ему читающие солдаты. См. ссылку http://www.izvestia.ru/news/517016

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, приветствую Вас в своём блоге! Читала эту статью и все (в том числе и Ваш) комментарии, и в блоге у Волны всё читала.
      Читающие в нашей стране ни дети, ни солдаты, увы, пока государству не нужны!

      Библиотекари и библиотеки на своих местах как могут, в отсутствии внимания и поддержки властей, пытаются продвигать чтение всеми возможными способами. Креативят, творят. В том числе и Вы - видела Вашу издательскую продукцию на сайте Светланы Методическая копилка библиотекаря
      Даже кое-что уже использовала - спасибо Вам, Наташа!

      Удалить
    2. Приятно, когда твой труд ценят, и он востребован. Спасибо!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как?
Это очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите строчку "Имя/URL" (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя в появившемся окошке, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что хотели! Спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...