В предыдущей публикации я рассказала о том, как в 1946 году началось строительство нашего атомного города. Но и город, и завод создавались не с нуля, не на пустом месте в глухой уральской тайге. История освоения здешних мест берёт своё начало с 1926 года, когда Свердловским отделением Пермской железной дороги юго-западнее станции Верх-Нейвинск было начато строительство дома отдыха для железнодорожников.
Вид из посёлка Верх-Нейвинского на гору Трубную. 1934 год |
От Свердловска до станции Верх-Нейвинск ходил дачный поезд, привозящий в дом отдыха отдыхающих. В 1935 году, когда была полностью электрифицирована Горнозаводская железная дорога, по этому участку стали курсировать электропоезда.
А в 1939 году на территории, занимаемой теперь школой-интернатом №53, началось строительство санатория для работников Уралмашзавода «Уральский машиностроитель» с перспективой строительства города-курорта. Но планы были нарушены надвигающейся войной.
Эти места подошли не только для отдыха, но и для новых производств. Еще одной организацией, начавшей здесь строительство, стал Всесоюзный трест «Совхозстройматериалы». К 1937 году на правом берегу реки Бунарки появился автогараж Верх-Нейвинской лесобазы, в состав которой входили помещение для ремонта машин, крытая стоянка для автомашин, надземный склад горюче-смазочных материалов и другие помещения.
А в начале 1941 года перед Наркоматом авиационной промышленности была поставлена задача увеличить производство самолетов. В стране развернулось строительство сразу нескольких заводов для авиапрома. Один из них — по переплавке лома легких металлов — в феврале 1941 года начали возводить близ поселка Верх-Нейвинского.
Постановлением СНК СССР строительство уральского завода было отнесено к разряду ударных строек первостепенной важности. Площадка для авиационного завода №484 была выбрана неслучайно – здесь имелось все необходимое: близость предприятий металлургической промышленности, сырьевые, энергетические, водные и лесные ресурсы, наличие квалифицированных кадров. Под строительство завода №484 было выделено около 400 гектаров земли. Началась вырубка леса и осушение болот под промышленную площадку.
С началом Великой Отечественной войны сюда были эвакуированы предприятия и проектные бригады из Москвы, Ленинграда, Воронежа, Полтавы. Прибывшие размещались в поселке Верх-Нейвинском, в школах и частных домах.
В ноябре 1941 года на левом берегу реки Бунарки в треугольнике между улицами Заречная, Дзержинского и зданием ОПО-5 построили деревообрабатывающий завод, выпускающий щитовые дома – с лесопильным, сушильным, плотницким и механическим цехами. ДОЗ в основном выпускал щитовые дома серии Щ-5, в месяц делали по 30 домов. Был свой гидролизный завод (территория 1 -й поликлиники), на нем из опилок получали дрожжи.
Для возведения производственных цехов нужен был кирпич. Пришлось строить кирпичный завод в поселке Верх-Нейвинском и шлакоблочный завод в Кировграде.
Строительство основных промышленных сооружений авиационного завода было закончено в 1942 году. В главном корпусе смонтировали электропечи для переплавки самолетного лома и получения сплавов легких металлов.
Возводился завод по старой уральской горнозаводской традиции как завод-поселок. Поэтому одновременно шло активное жилищное строительство. Были построены 25 фанерных четырехкомнатных домиков-юрт, развернут палаточный городок на 25 палаток около горы Уральской. Так на карте будущего города появился один из первых поселков — Фанерный, прозванный позднее Зеленый Фанерный. Три прибывших строительных батальона войсковых частей разместились в барачных помещениях на территории Временного поселка – сейчас это территория за театром. На месте, где теперь находится бывшая школа №51, построили столовую, ледник, баню. Появились деревянные двухэтажные сборные дома из бруса, которые и сейчас стоят на улице Ленина.
Для возведения производственных цехов нужен был кирпич. Пришлось строить кирпичный завод в поселке Верх-Нейвинском и шлакоблочный завод в Кировграде.
Строительство основных промышленных сооружений авиационного завода было закончено в 1942 году. В главном корпусе смонтировали электропечи для переплавки самолетного лома и получения сплавов легких металлов.
Возводился завод по старой уральской горнозаводской традиции как завод-поселок. Поэтому одновременно шло активное жилищное строительство. Были построены 25 фанерных четырехкомнатных домиков-юрт, развернут палаточный городок на 25 палаток около горы Уральской. Так на карте будущего города появился один из первых поселков — Фанерный, прозванный позднее Зеленый Фанерный. Три прибывших строительных батальона войсковых частей разместились в барачных помещениях на территории Временного поселка – сейчас это территория за театром. На месте, где теперь находится бывшая школа №51, построили столовую, ледник, баню. Появились деревянные двухэтажные сборные дома из бруса, которые и сейчас стоят на улице Ленина.
Двухэтажные сборные дома |
Строительство жилья для завода №484 было в основном завершено в 1943 году. Дома и бараки расположили группами в виде отдельных поселков, получивших свои неофициальные названия: Постоянный, Зеленый Фанерный, Первомайский, Временный-Строителей.
Общего названия заводской населенный пункт не имел. Административно-территориальное управление осуществлялось непосредственно Невьянским районным Советом через администрацию завода, минуя Верх-Нейвинский поселковый Совет.
Общего названия заводской населенный пункт не имел. Административно-территориальное управление осуществлялось непосредственно Невьянским районным Советом через администрацию завода, минуя Верх-Нейвинский поселковый Совет.
Итак, корпуса завода и жилье в основном были готовы. Всё бы хорошо. Но... предприятие было спроектировано еще до войны под оборудование германского производства. Естественно, в 1943 году никакое оборудование из Германии не могло поступить, и пуск завода не состоялся. На некоторое время завод №484 был законсервирован. А в апреле-июне 1944 года из города Березовского Свердловской области на промышленную площадку завода №484 был переведен завод №261, выпускающий шасси для самолётов. Объединённый завод получил наименование Государственный Союзный завод №261 Наркомата авиационной промышленности и проработал совсем недолго – до декабря 1945 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как?
Это очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите строчку "Имя/URL" (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя в появившемся окошке, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что хотели! Спасибо!