См. ранее:
Часть 1 Профессионально-развлекательный, литературно-познавательный вояж
Часть 2 Здравствуй, Пушкиногорье!
Часть 3 Пленарки, секции, мастер-классы..., ну, как нам везде успеть бы разом!?
Часть 4 Лекции, стенды, проекты, доклады - чтоб всё успевать, раздвоиться нам надо!
Часть 5 Знай, поспешай, везде поспевай!
30.06.2010. Турбаза Пушкиногорье. День второй (вечер-ночь)
Итак, после ужина работа Форума не заканчивалась, начинали работать площадки "На ночь глядя".
30 июня на ночь глядя предлагалось следующее:
1. Мастер-класс И.И. Тихомировой "Творческое чтение:игровые приёмы развития".
2. Презентация книги В. Мальцевой "Чудесные сюрпризы леса".
3. Лекция Е.М. Клоковой "Мировое литературное наследие из уст педагога Альберта Людвига Гримма - в помощь школьным библиотекарям, учителям и родителям".
4. Круглый стол "Комплектование школьных библиотек: проблемные вопросы и новые возможности".
Ну и скажите, прочитав этот список, куда мне было податься? Вся в сомнениях - какой выбор сделать?... Как та обезьяна из анекдота, которая никак не могла решить - к умным ей или к красивым ("Что мне разорваться, что-ли?").
Не знаю, чем закончилось у обезьяны, а я решила, всё-таки, "разорваться", попробовав побывать везде - и у умных, и у красивых. Конечно, цельность впечатления от каждого отдельного мероприятия при этом пострадала, но зато выиграла широта охвата.
1. Ирина Ивановна Тихомирова - признанный специалист по детскому чтению, по её книгам мы работаем, её методики широко используем. Поэтому, неудивительно, что зал был полон, слушали с большим интересом. Жаль, что у меня не было возможности прослушать мастер-класс от начала до конца - надо было посетить ещё четыре аудитории.
2. Валентина Мальцева рассказала о своём произведении "Чудесные сюрпризы леса", посвящённом природе и подарила каждому из присутствующих по экземпляру этой книги.
3. Е.М. Клокова представила совместный российско-немецкий проект "Возрождённое имя - Альберт Людвиг Гримм (1786-1872)".
Проект открывает новое для русских читателей имя немецкого детского писателя, педагога и политика. Вы спросите, какое отношение имел Альберт Гримм к знаменитым братьям? Отвечу: никакого, но также, как и они он писал сказки.
4. Ну, а "зависла" я на круглом столе по комплектованию. Во-первых, потому что там было жарко и в прямом, и в переносном смысле. Маленькая аудитория была "набита" под завязку библиотекарями, методистами, издателями, представителями торговых компаний - теми, кого интересуют вопросы комплектования школьных библиотек.
Работа этой секции была слышна с первого этажа административного здания. Каждый из присутствующих хотел высказаться. Библиотекари и методисты рассказывали о ситуации с комплектованием в своих регионах, представляли положительный опыт территорий.
Надо сказать, что картина складывалась разномастная - от полного отсутствия поступлений, до полной обеспеченности по всем позициям - в зависимости от желания, понимания и возможностей местных властей.
В некоторых регионах школьные библиотеки пополняются учебниками на бюджетные средства, в некоторых - на средства, заложенные в нормативно-подушевом финансировании, в некоторых - за родительские деньги. Чаще всего это смешанные формы приобретения учебников для школьников. В некоторых регионах средства на закупку учебников не выделяются совсем. Зачастую, директора школ в рамках нормативно-подушевого финансирования вообще не считают необходимым тратить деньги на приобретение учебников.
Электронные учебные пособия, сборники и энциклопедии в электронном виде, подписки на журналы, выходящие в электронном виде, библиотеками не могут быть приобретены за отсутствием разрешающих нормативных документов.
Вывод: комплектование школьных библиотек новой литературой идет там, где в этом заинтересованы органы власти. Зачастую это происходит потому, что на местах библиотечная общественность, призвав на свою сторону родителей, будоражит обращениями региональные администрации и органы управления образованием.
Присутствующие в аудитории издатели и книготорговцы предлагали варианты возможных, с их точки зрения, вариантов влияния на ситуацию.
В итоге бурной дискуссии были выработаны рекомендации Форуму, которые могли бы помочь в восстановлении разрушенной системы комплектования.
РШБА рекомендовано обратиться в Министерство образования с просьбой:
- включить в документы о нормативно-подушевом финансировании учебных заведений примерные нормы обеспеченности одного ученика учебной, художественной и электронной продукцией, периодическими изданиями;
- определить в нормативных документах о стандартах второго поколения минимальный уровень комплектации школьных библиотек;
- рассмотреть вопрос о рациональном расходовании средств на комплектование фондов библиотек и совместно с Минобрнадзором разработать методические рекомендации, определяющие механизм приобретения учебной и художественной литературы.
Региональным представительствам РШБА было рекомендовано обратится к руководителям администраций, департаментов образования с ходатайством о включении целевых средств на обновление фондов школьных библиотек в региональные программы развития образования.
Я так подробно описывала этот круглый стол, только потому, что вопрос комплектования школьных библиотек - один из самых "больных" на сегодняшний день.
В этой же аудитории произошло и личное историческое событие - встреча с Валентиной Тарасенко из Тольятти, автором блога "Вместе" Одна из выступающих назвала своё имя и я поняла, что передо мной виртуальная коллега-блогерша!
После окончания круглого стола мы обнялись как давние подруги (ведь, вместе пуд интернетовской соли съели, столько трудностей дружно преодолели!
А тут и ещё одна блогерша объявилась, Валенина Мареськина ("Радужные страницы") со товарищи.
Дальнейший вечер мы провели все вместе, подошёл к нам и ещё один блогер, Владимир Журавлёв, жутко занятый на данный момент, как и вся команда РШБА, у которой - ну просто ни минутки свободной...
Но Володя, тем не менее, нашёл время пообщаться с нами. Нам всем было о чём поговорить...Блогерское братство всё же великая вещь! Встреча блогеров на Эльбе, вернее на Сороти, состоялась! К сожалению так и не объявились коллеги из Пскова, хотя обещали быть... Так были или нет?
Со стороны всё происходящее в корпусе гостиницы, в которой мы жили, выглядело, я думаю, очень странно. Мини-площадки инновационного опыта стихийно организовывались везде: в комнате отдыха, в телевизионном холле, в фойе у входа, и даже на крыльце здания.
Я уж не говорю о микрогруппах в комнатах делегатов. Опыта было столько, что приходило на ум перефразированное выражение Б.Н. Ельцина о суверенитете. "Берите его (в нашем случае опыт - ред.) сколько хотите, сколько сможете унести!".
И брали, и несли, как в прямом, так и в переносном смысле. Собирали буклеты и разработки в бумажном варианте, скидывали материалы на флешки, обменивались друг с другом визитками и контактами.
А сколько было желающих рассказать о своём опыте! Площадок и времени катастрофически не хватало. Кстати, я заметила, что если несколько лет назад люди больше слушали, чем выступали, то теперь желающие показать свой опыт, рассказать о своей работе просто в очередь выстраивались! Опыта действительно, хоть отбавляй! Бога-а-ата Россия-матушка талантами...
В третьем часу ночи расходились только под возмущённым натиском отдыхающих, не имеющих отношения к Форуму ( как ни странно, были там и такие!) и не понимающих, почему эти чумные библиотекари во всех углах до трёх ночи что-то горячо обсуждают, примостившись с компьютером на гладильной доске,
на подоконнике
разложив материалы на подоконнике,
на диване, а то и прямо на полу!
И даже пушкиногорские собаки и кошки уже в это время лежали в изнеможении, а российские библиотекари никак не могли угомониться!
Они ещё шли петь песни. Но об этом - не сегодня.
Продолжение следует...
P. S. В фоторепортаже о Форуме использованы также фотографии Эльмира Якубова.
Замечательный репортаж!
ОтветитьУдалитьСобака больно хороша:-) Я так понимаю,вы тоже,как собаки,уставали. Вижу,что в этом году какая-то новяа волна у форума,я правильно заметила?
ОтветитьУдалитьУставали - не то слово, Ириша! Мы просто валились с ног, хронически недосыпали, но это была приятная усталость, выбранная нами осознанно, ведь можно было и спать... Но, тогда зачем ехать, правда?
ОтветитьУдалитьElenaY, похвала от Вас вдвойне приятна, спасибо! Это придаёт силы!
ОтветитьУдалить