Здравствуйте! Я вам рада! Давайте вместе путешествовать по мирам библиотек. Здесь мы обсуждаем актуальные библиотечные события, хорошие книги, занимательные интернет-ресурсы и просто разговариваем "за жизнь". Присоединяйтесь!
Для поиска интересующей вас статьи или темы воспользуйтесь архивом блога (на правой панели),
ярлыками (внизу после поста), вкладкой Статьи блога по рубрикам или обратиться к другим тематическим страницам (вверху).
С нетерпением жду ваших комментариев. Обещаю отвечать на все-все-все, при условии, что они будут подписаны, - должна же я знать, кому адресовать ответ :)
...Если каждая книга — маленький огонёк в этой темноте..., тогда каждая библиотека — это огромный, вечно горящий костёр, вокруг которого каждый день и каждую ночь стоят и согреваются десятки тысяч людей... Стивен Кинг

понедельник, 7 мая 2012 г.

Читаем детям о войне

Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.

И может показаться:
Правы и убедительны слова.

Но даже если это правда,
Такая правда — не права!
Полностью согласна с этими строчками Юрия Воронова, поэтому не устаю рассказывать и читать учащимся о Тане Савичевой и Зое Космодемьянской, о пионерах-героях и городах воинской славы, о блокадном Ленинграде и победном Берлине… И именно поэтому с удовольствием и без размышлений поддержала Международную акцию «Читаем детям о войне».

Организатором проекта стала «Самарская областная детская библиотека», которая проводила акцию уже в третий раз: в 2010 и 2011 годах День чтения о войне прошёл на территории районов Самарской области и получил большой общественный резонанс. В этом году детская библиотека пригласила к участию в акции библиотеки, школы и другие детские учреждения всех регионов Российской Федерации, предложив 4 мая в 11 часов одновременно во всех учреждениях-участниках почитать детям вслух лучшие литературные художественные произведения о Великой Отечественной войне.


Читать? Всегда с удовольствием! Не раздумывая ни минуты, мы зарегистрировались для участия. Затея была поддержана директором школы, Алексеем Владимировичем Мироновым, заместителями директора Тимуром Владимировичем Новиковым и Ириной Анатольевной Смолиной, и с удовольствием подхвачена учителями, которые моментально включились в процесс. Ведь прошлогодний опыт участия в Международном дне чтения с издательством «Розовый жираф» показал, что читать одновременно всей школой, всем городом и всей страной – это интересно и увлекательно, гораздо интереснее, чем поодиночке. И закрутилось: каждый учитель выбирал книгу, звуковое сопровождение, оформление и остальную атрибутику. Главным элементом всего этого, конечно же, были книги! Всё действие должно было разворачиваться вокруг них. В библиотеке и почти в каждом классе были созданы выставки книг на военную тематику.


И вот настал час «Х». Учителя взяли в руки книги о войне, а я - фотоаппарат и... Час чтения в школе 55 начался!

4"Б"

4"Б" со своей учительницей, Лией Владимировной Поспеловой, ко Дню чтения о войне подготовился основательно. Доска была украшена стенгазетой, рассказывающей об этой героической странице истории.

У каждого ученика была с собой книжка о войне. Некоторые пожелали о своей любимой книжке рассказать всему классу.

А потом вслух читали книгу А. Дугинца «Двенадцатилетний генерал». Старая, затёртая книжечка из классной библиотечки пришлась по душе ребятам.

 

  

«Было страшно» - делится эмоциями Ангелина Калинина. «Я теперь понял, почему День Победы – это  самый лучший день для наших прадедушек и прабабушек» - сказал Дима Хионин.
 1"Б"
Ребята 1"Б" класса (учитель Елена Ивановна Торчинская) рассказали о своих прадедушках, воевавших и работавших во благо победы над фашистами.

Куковеров Илья принёс большой портрет своего прадедушки, Волкова Григория Павловича, и его боевые ордена и медали, полученные за фронтовые заслуги.


Григорий Павлович на фронте был танкистом, а после войны жил и работал в Новоуральске.

Сурина Виолетта поведала всем о пра-прадедушке, ушедшем на войну в первые дни войны, и прадедушке, которому было 9 лет, когда началась война. Прадедушка со своими сверстниками помогали победить фашистских захватчиков, наравне со взрослыми работая на заводе, где собирали танки. «Я горжусь своим прадедом и его не детским подвигом» - сказала Виолетта. А пра-прадед так и сгинул в пучине войны. Долгие годы считалось, что он пропал без вести. И вот, в апреле, семья получила важную весть - письмо из военкомата, в котором сообщалось, что папа прадедушки погиб в окружении в 1942 году в Калининской области. Слава герою!


Перцой Аня тоже гордится своим прадедушкой, Черепановым Леонидом Александровичем, который в начале войны, в 15 лет, ковал победу в тылу, работая на Невьянском механическом заводе. А в 1942 году его призвали на фронт, где он был сначала связистом, а потом артиллеристом и разведчиком. Чудом избежал гибели, был ранен во время прорыва блокады Ленинграда. Награждён множеством орденов и медалей. А с 1949 г. живёт в нашем городе, занесён в книгу почёта Уральского электрохимического комбината. Аня счастлива, что живёт неподалёку от своего прадедушки и часто с мамой навещает его.
А потом ребята долго и с интересом читали и рассматривали фотографии в книге «Судьбы фронтовые» - о наших земляках-новоуральцах, участниках Великой Отечественной войны - ища там знакомые фамилии.


После всего этого особо остро воспринимались первоклассниками строки из книги В. Разумневич «Письма без марок».


2"Б"
Ученики 2"Б" тоже принесли на урок книги о войне, которые они прочитали и показали их одноклассникам.

А потом слушали как Наталья Александровна Рогалёва читала им книгу С. М. Георгиевской «Галина мама».

После прочтения обменялись своими впечатлениями  от прочитанного и выразили их с помощью рисунков, создав в конце дня выставку своих творений  по мотивам военных книг.

 3"Б"
Яна Ивановна Кулакова, учитель 3"Б" класса, рассказала о том, как они читали книгу Л. Соболева «Батальон четверых»:
«Детей потрясло, как трое солдат выступили против сотен врагов. Не думая о своей жизни, они спасали своего товарища. Ребята были поражены силой и смелостью бойцов. «Я бы, наверное, так не смог – испугался» – сказал один из мальчишек. «Интересно, а что было дальше с этими солдатами?» - задумались дети и тут же стали предлагать свои варианты развития событий".
 
"Нужно читать, нужно обязательно устраивать такие акции. - сказала Яна Ивановна - Я решила, что сразу же, по горячим следам, проведу урок внеклассного чтения по военным книгам, чтобы дети ещё  самостоятельно прочитали книги о войне и поделились своими впечатлениями о прочитанном".

Хитом дня стали рассказы Сергея Петровича Алексеева в разных изданиях. Ребята 1"А", 3"А", 4"А", 5"Б", 6"Б", затаив дыхание, слушали о Брестской крепости  и «Дороге жизни», о Тане Савичевой и Зое Космодемьянской, о генерале Жукове и Александре Покрышкине, о первых днях войны и Дне Победы…

3"А"
 (учитель Елена Александровна Серебренникова)

 

 
 

4"А"

Затаив дыхание ребята внимали своему учителю Наталье Ивановне Петуховой.

 


 6"Б"
Учитель литературы Горявина Светлана Евгеньевна поделилась впечатлениями от Часа чтения:
«Прослушав рассказ С.П. Алексеева «Брестская крепость», ребята 6"Б" класса отметили то, как защитники Брестской крепости, мучаясь от жажды, каждый раз находили в себе силы отказаться от глотка воды в пользу того, кто нуждается больше. Особенно всех поразил поступок «малыша с горошину», не ставшего пить ради папки, который стреляет. Рассказ всем очень понравился».
 


 5"Б"
5"Б" внимал пронзительным строкам С.П. Алексеева в полной тишине, наполненной лишь эмоциями и мимикой, соответствующими читаемому в данный момент учителем литературы Ларисой Александровной Горбуновой.



А после урока ребята прибежали в библиотеку поделиться впечатлениями:

 

Валентин Герасин «Мне понравилось слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Я представляю, как было тяжело людям! Сколько подвигов они совершили, сколько пролилось крови и погибло солдат!»
Напольских Соня: «Мне понравился рассказ Сергея Алексеева «Ранен в бою солдат», в котором боец ценой своей жизни спасает своих друзей. Меня поразила отвага героев книги. Родина была важнее жизни».
Никита Батухтин: «Мне понравился рассказ «Злая фамилия», в котором рассказывается о солдате Трусове, над которым все смеялись. Но он смог доказать, что он не трус, а герой. И фамилия ничего не значит – дело человека красит, а не фамилия»!
Ему вторит Владимир Ведров: «Смешная фамилия не всегда отражает суть самого человека. Рядовой показал себя в деле и был награждён медалью».

1"А"
1"А" помимо рассказов Сергея Алексеева читал ещё и произведения А.  Печерской о детях–героях Великой Отечественной войны. А после каждого рассказа Валентина Евгеньевна Горюнова включала военную песню.

 
 

Рассказы А.Н. Печерской слушали и ученики 2"А" класса. Читали вслух каждый о своём пионере-герое, портреты которых учитель, Любовь Андреевна Мишуткина, разместила на классной доске.

 
 
 
Старшеклассникам, 8"А" и 11"А", Наталья Михайловна Аверьянова читала отрывки из повести Виктора Астафьева «Весёлый солдат».

8"А"
 
 


11"А"




Ребята смеялись вместе с автором над солдатским юмором, поражаясь суровости военного быта, проникаясь чувствами и ощущениями того нелегкого времени, начиная понимать ценность простого куска хлеба и значимость человеческого поступка, осознавая цену подвига наших предков во имя Родины. И, очень хочется верить, понимали всю правду пронзительных строк Юрия Воронова:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна...

Поделись ссылкой
Сделай закладку

12 комментариев:

  1. Люба, вы,как всегда.. Масштабно. Дай Бог,чтобы эти формы и методы наши помогли детям осознать величие того,что произошло столько лет назад.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, и я надеюсь. И для этого есть все основания, как показала эта акция. А больше всего помогло бы включение в штат дополнительного библиотекаря, в функционал которого входило бы (и у него бы было для этого время) ежедневное чтение детям вслух.
      Один библиотекарь: с валом документации, обслуживанием, запросами, работой с фондом, учебниками, ИКТ и пр, и пр. - никак не в состоянии этим заниматься... А очень надо! Детям это нравится, им очень хочется, чтобы им чаще читали вслух!

      Удалить
    2. Остается уповать на мудрость вашей администрации. А больше, я так понимаю, и не на что уповать.

      Удалить
    3. Да, Ира, остаётся уповать...

      Удалить
  2. Что бы ни говорили по поводу цифровых ресурсов, а велика всё-таки сила печатной книги. Для детей, по крайней мере. В данном случае, чтоб жива была Память. Акция замечательная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Елена, и мне понравилась, и детям. Слушали с огромным удовольствием. Ощущение, что в это время вместе с нами читала вся страна добавляло значимости и интриги этому чтению.

      Удалить
  3. Замечательный репортаж получился. Беру ваш опыт на вооружение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Степановна, берите, не жалко :) На следующий год и мы, надеюсь, повторим.

      Удалить
  4. Так, надо провести в следующем году эту акцию + по скайпу с другой школой, это добавит азарта и ответственности

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По скайпу что сделать, Наталья Степановна? Вслух книгу читать?

      Удалить
  5. Война коснулась каждой семьи, потому и нет равнодушных. Чем дольше говорят и помнят об этой трагедии, тем меньше шансов испытать новую.
    Конечно здорово и слава печатной книге в цифровую эпоху!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что-то я комментарии в своём блоге даже не успеваю отслеживать, оставляю без ответа - нехорошо :( Простите меня, люди! Но у меня есть смягчающие обстоятельства: конец учебного года, учебники, отчёты, начало садового сезона и на интернет всё меньше времени :)
      Лена, ты права совершенно. Те, кто прошли войну - новой не хотят, а вот иваны непомнящие готовы бряцать оружием по каждому поводу, увы!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как?
Это очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите строчку "Имя/URL" (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя в появившемся окошке, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что хотели! Спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

E1.ru : Новости : Культура

Новости образования